Предложения ФГБНУ ВНИИОУ к парламентским слушаниям комитета Совета Федерации по аграрно-производственной политике и природопользованию

Предложения ФГБНУ ВНИИОУ к парламентским слушаниям комитета Совета Федерации по аграрно-производственной политике и природопользованию  на тему: «О повышении плодородия почв Российской Федерации»

8 декабря 2017 г.

Одной из острых проблем современного земледелия является крайне низкое использование минеральных и органических удобрений. В пахотных почвах страны на протяжении последних лет складывается отрицательный баланс основных питательных веществ и гумуса. Потребность в удобрениях для бездефицитного баланса элементов питания удовлетворяется всего лишь на 15-20 %, причем для большинства низко рентабельных и убыточных хозяйств удобрения мало доступны, в связи с высокой их стоимостью.

В России за последние 25 лет применение органических удобрений в сократилось в 7 раз. В последние годы оно стабилизировалось на уровне 60 — 65 млн. т или 1,3-1,4 т на 1 га посева (0,5 – 0,6 т/га пашни). Соответственно, поступление питательных веществ на 1 га снизилось  до 17 — 19 кг. В 2016 г. они применялись  на  9,3 % площади посева, однако средняя доза внесения органических удобрений на удобренную площадь, по сравнению с 1990 годом, снизилась с 45 до 13 т/га. В подавляющем большинстве регионов Российской Федерации среднегодовые дозы внесения органических удобрений не превышают 2 т/га, из них в 23 регионах вносится менее 0,5 т/га.

В настоящее время с органическими удобрениями в сельскохозяйственных организациях поступает около 919 тыс. т д.в. NРК или 29 % от общего количества, внесенного с удобрениями. В 2016 г. доля органических удобрений в общем поступлении NРК с удобрениями составила: под зерновые культуры – 25 %, подсолнечник – 28 %, овощные культуры – 17 %, картофель – 20 %, кукурузу на силос – 65 %. В целом уровень применения органических удобрений в сельскохозяйственных организациях  Российской Федерации является крайне низким и недостаточен для обеспечения воспроизводства плодородия пахотных почв.

Основной причиной этого является значительное сокращение поголовья животных в сельскохозяйственных организациях и личных подсобных хозяйствах населения, что привело к снижению выхода навоза, а также значительное увеличение затрат на использование органических удобрений, неудовлетворительное состояние  материально-технической базы по их производству и применению. Если в 1990 г соотношение стоимости 1 ц зерна и затрат на использование 1 т навоза составляло 4,7, то в настоящее время – 1,5- 2,0. При этом существующий парк машин по внесению органических удобрений позволяет качественно внести только 30-35% объема производства навоза и компостов.

Строительство крупных животноводческих комплексов в рамках Программы развития сельского хозяйства на 2013 -2020 годы привело к концентрации поголовья животных и птицы и возникновению территорий с избыточным поступлением биогенных веществ в окружающую среду. Вследствие недостатка земельных угодий, плотность поголовья животных на ряде свиноводческих  комплексов достигает 16 условных голов на 1 га, птицефабрик – 44 у. г. на 1 га, при экологически  безопасном уровне – 2 у. г. на 1 га пашни. До 40 % выхода органических удобрений в сельскохозяйственных организациях  не используется и хранится на прифермских площадках, либо  размещается «полях утилизации. Следствием этого является загрязнение грунтовых и поверхностных вод отходами животноводства и птицеводства.

По данным исследований ВНИИОУ при длительном хранении органических удобрений на грунтовых площадках в слое почвы 0 — 4 м на 1 га содержалось до 6340 кг минерального азота, в том числе 2500 — 4500 кг/га нитратного или в 17 — 21 раз больше, по сравнению с незагрязненной почвой.  В грунтовых водах на площадках хранения удобрений содержание нитратного азота превышало содержание его в дренажных водах с поля в 2 раза, аммиачного азота – в 8 раз, фосфора – 1172 раза, калия – 106 раз.

Для оптимизации режима органического вещества в почвах  необходимо вносить в среднем по России  6 т  навоза на 1 га посева, а  с учетом чистых паров,  500 млн. тонн в год.  В настоящее время в России выход навоза и помета по всех категориях хозяйств составляет 294 млн. тонн в физической массе или 211 млн. тонн в пересчете на подстилочный навоз. При этом около половины  навоза производится в личных подсобных хозяйствах населения.  Суммарное содержание NPК в навозе составляет 2,9 млн. тонн, в том числе в сельскохозяйственных организациях – 1,5 млн. тонн, в личных подсобных хозяйствах населения  1,4 млн. тонн. Стоимость питательных веществ в навозе  при существующих ценах на минеральные удобрения превышает 65 млрд. руб.

С учетом наметившейся тенденции роста поголовья скота к 2030 г. выход навоза в сельскохозяйственных организациях в физической массе может достигнуть 314 млн. т, а  в пересчете на подстилочный навоз – 169 млн. т. В связи со строительством новых животноводческих комплексов в сельскохозяйственных организациях основной прирост выхода органических удобрений будет происходить за счет бесподстилочного навоза и помета, доля которых в структуре выхода органических удобрений возрастет с 64 % до 70 %.

В сложившихся хозяйственно-экономических условиях, в связи с наблюдающейся деградацией плодородия пахотных почв, низким уровнем применения удобрений, одним из наиболее реальных, экономически и экологически выгодных путей восстановления и повышения плодородия почв, получения в необходимом количестве высококачественной продукции  является широкое внедрение технологий биологизации земледелия, которые включают:  освоение короткоратационных севооборотов, насыщенных средоулучшающими культурами; энергосберегающие зональные обработки почвы; полное и качественное использование ресурсов навоза, помета, соломы, сидератов, торфа; широкое применение в полевых севооборотах бобовых культур, смешанных посевов; освоение биологических методов защиты растений, снижение потерь биогенных элементов из  почвы и удобрений; фито- и биоремедиации загрязненных почв.

Использование органических удобрений в РФ регламентируется более чем 50 Федеральными законами, нормативными  документами, многочисленными приказами, указами различных Министерств, институциональных учреждений. Помимо национальных российских, имеются межгосударственные,  международные   требования экологически безопасного, высокоэффективного использования органических удобрений. Однако не все действующие документы адаптированы интересам сельхозпроизводителей. Наиболее спорными в настоящее  время  являются требования  Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», с последующими изменениями, об отнесении органических удобрений (навоз, помет, компосты, почвенные грунты и др.) к агрохимикатам и необходимости их  обязательной государственной регистрации.

В настоящее время производителями органических удобрений (навоз, помет, компосты) являются тысячи, если не десятки тысяч сельскохозяйственных организаций и фермеров. Провести регистрационные испытания  всех видов удобрений во всех хозяйствах невозможно, да и нет необходимости, так как свойства и экологическая опасность традиционных видов органических удобрений давно изучены. Поэтому на практике этого не делается, а  в Каталоге агрохимикатов, разрешенных к применению  на территории РФ, насчитывается чуть более 400 органических и органоминеральных удобрений, грунтов, реализуемых на рынке. Вместе с тем, надзорные органы в ряде случаев требуют необходимость регистрации навоза, помета, компостов.

Ни в одной стране мира не осуществляется обязательная  государственная регистрация некоммерческих видов органических удобрений. Аналогично требованиям ЕС считаем, что требования обязательной государственной регистрации должны распространяться  на : 1) коммерческие виды органических удобрений (фасованные, упакованные, реализуемые посредством розничной торговли); 2)  импортируемые органические удобрения; 3) нетрадиционные виды органических, органоминеральных  удобрений,  производство которых не  отвечает требованиям типовых технологий их производства и применения. Для некоммерческих видов органических удобрений государственная регистрация должна быть добровольной, необязательной. Данное  предложение  об участниках госрегистрации органических удобрений представлено научными учреждениями (ФГБНУ ВНИИОУ, НИЦ ТБП- филиалом ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии ФМБА России).

В связи с этим, предлагаем внести в статью 3 ФЗ  от 19.07.1997 г. дополнение: «не подлежат государственной регистрации некоммерческие органические удобрения, полученные в процессе производства и используемые для собственных нужд предприятия». Безопасность  применяемых органических удобрений подтверждается  заключением Роспотребнадзора о соответствии данного продукта положениям раздела 15 «Требования к пестицидам и агрохимикатам» главы II Единых санитарно-эпидемиологических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому  надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299.

Ожидаемый рост объемов производства продукции животноводства, увеличение  поголовья скота и соответственно выхода навоза, вызывает  необходимость проведения работ по следующим направлениям:

  1. Совершенствование нормативной базы и законодательства по использованию органических удобрений. Необходимо внесение изменений в статью 3 Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ « О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами об отмене необходимости регистрации  органических удобрений животного и растительного происхождения (навоз, помет, иные органические вещества и материалы), образующихся в результате хозяйственной деятельности и используемые  для собственных нужд.
  2. Внедрение на крупных животноводческих комплексах и птицефабриках  регламентов экологически безопасного использования органических удобрений, включающих: технологии производства удобрений; специализированные севообороты; экологически безопасные системы использования навоза на удобрение для получения планового урожая; запрет  строительства животноводческих комплексов и птицефабрик, не обеспеченных необходимой  для утилизации органических отходов площадью сельскохозяйственных угодий.
  3. Увеличение кредитных ресурсов, выделяемых на строительство навозохранилищ, цехов по производству органических удобрений, приобретение техники для их использования.Компенсация части затрат на использование органических удобрений, в т.ч. торфа и сидератов, за счет средств государственной программы поддержки сельского хозяйства.
  4. Увеличение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области разработки технологий производства и применения органических удобрений, в том числе при использовании технологий ресурсосберегающего земледелия, проведение мониторинга состояния плодородия почв и окружающей среды в зоне деятельности животноводческих комплексов и птицефабрик; разработку технологий восстановления плодородия почв, загрязненных ненормированным применением органических отходов; технологий ведения сельского хозяйства на принципах биологического земледелия; технологий переработки органических отходов в биотопливо и получение биогаза в хозяйствах с ограниченной земельной площадью.
  5. Совершенствование учета и отчетности использования органических удобрений.
  6. Необходимо разработать меры господдержки по вовлечению в обработку неиспользуемой пашни. Следует разработать меры по ускоренному изъятию невостребованных долей и передачи этих земель местным органам. Необходимо решение вопросов с арендой неиспользуемых земель, находящихся в федеральной собственности.
  7. Следует рассмотреть и внести поправки к Закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ, касающиеся особенностей банкротства сельхозпредприятий. Статья 179 «Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных предприятий», как правило, не работает. Процедура банкротства во многих случаях длится 7-8 и более лет, а вырученные средства идут на оплату услуг конкурсных управляющих. При этом никто не несет ответственности за состояние плодородия почв. Необходимо законодательно ограничить срок банкротства двумя годами, с последующей продажей  имущества по минимальной цене новому собственнику, но с сохранением специализации    предприятия, как это было сделано в странах Восточной Европы.
  8. Необходимо разработать и  принять закон «Об охране почв». Следует восстановить при МСХ РФ систему  предприятий Росземпроект, либо создать  Государственную почвенную службу, которая бы осуществляла учет, контроль использования земель, а также  разработку и внедрение проектов землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения.

Директор ФГБНУ ВНИИОУ, доктор биол. наук Лукин С.М.